Мужской взгляд на воспитание (papa_karl0) wrote,
Мужской взгляд на воспитание
papa_karl0

Интервью с А.С. Макаренко

Поэма
Вопрос. Один ученик избил другого. Последствия - увечье. Виновника наказывают так: исключают на несколько лет. Правильно ли это?
Ответ. Я знаю такой случай, когда одна ученица обкрадывала других, и тогда всем синклитом постановили: отправим её в летний санаторий, она отдохнёт и исправится.
Но она научилась там танцевать фокстрот и приехала такой же, как была.
Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. И я своим коммунарам говорил: хочется побегать - вон площадка, можно там бегать. Извольте здесь вести себя прилично.
Вообще воспитание сдержанности, торможение движений - прежде всего. А избиение товарища считалось самым страшным преступлением, за которое изгоняли из коммуны.

Вопрос. Очень часто ребята не хотят учиться, а хотят работать, а мы до 17 лет их мучаем и мучаемся сами. Правильно ли это?
Ответ. Маркс считал, что дети с 9 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет применять производительный труд. Мы не справились с трудовым воспитанием в большой мере благодаря отсутствию кадров.

Вопрос. Можно ли прозаические этические нормы сделать нормами в наших школах?
Ответ. Это насчёт курения. Я не имею права отвечать сейчас на такой вопрос. Я думаю, что, если бы я был директором школы, я старшим ребятам разрешил бы курить. Но курить не более 7 папирос в день, и сказал бы им: вы отвечаете за то, если младшие будут курить. Вредно курить в 14-15-16 лет, а в 18 - ничего. Я сам курю с 14 лет.

Вопрос. Я знаю некоторых студентов, они изучают науки, готовятся быть научными деятелями, а в то же время ходят грязные.
Ответ. Совершенно правильно, не только студенты. Я на внешность обращал первейшее внимание. Внешность имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками. Мои коммунары были франты, и я требовал не только чистоплотности, но и изящества, чтобы они могли ходить, стоять, говорить. Они были очень приветливыми, вежливыми, джентльменами. И это совершенно необходимо...
Когда ко мне приехал инспектор Наркомпроса и разговаривал со мной, развалясь на столе, я ему сказал: "Товарищ инспектор, вы не умеете со мной разговаривать в присутствии коммунаров, укладываетесь на мой стол, это не корректно".

Вопрос. Нет ли в книжке "Флаги на башнях" замысла более широкого, чем показать детский коллектив?
Ответ. Я хотел показать, что настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего нашего общества. Требования нашей партии - большие требования к человеку и коллективу.
И я свою педагогику не выдумал. Я знал, что больше требуют от членов партии, чем от беспартийных, и поэтому я от своих старших коммунаров, комсомольцев в первую очередь требовал. И я считаю: наказывать нужно не худших, а лучших.
Лучшим ничего прощать нельзя, даже мелочи. А худшие за ними тянутся. Они хотят, чтобы от них столько же требовали...

Вопрос. Считаете ли вы правильным сохранение единой школы, когда для всех обязательно семилетнее обучение по единой программе? Согласны ли вы с тем, что при таких условиях воспитание - самое лёгкое дело? Вы имели в коллективе правонарушителей, а в обычной школе мы имеем такую смесь, что воспитание становится достаточно трудным.
Согласны ли вы с тем, что следует некоторых ребят изолировать от их родителей, даже если они ещё не правонарушители? Я имею в виду советский соответствующий интернат.
Согласны ли вы с тем, что ребята, имеющие неоднократные приводы, должны оставаться в нормальной школе?
Ответ. Такой вопрос задал мне Эррио - французский министр, когда приезжал ко мне в коммуну: "Как вы допускаете, что у вас воспитываются вместе с правонарушителями и нормальные дети?"
Я ему ответил, что в жизни тоже они живут вместе. Именно поэтому воспитывать нужно вместе.
Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться. Вот это советская педагогика.
Я согласен, что воспитание - лёгкое дело и, конечно, в школе оно легче, чем в коммуне. Я удивляюсь многим нашим директорам, которые говорят: "У вас было хорошо, у детей не было семьи, они все жили у вас под руками". А я их спрашиваю: "А что вы сделали, чтобы овладеть бытом ваших детей?" - "Мы вызываем родителей".
Вы прекрасно понимаете, что обычно вызывают родителей и говорят: "Ваш мальчик не учится и плохо себя ведёт. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани - не бейте". - "Хорошо, до свидания".
Каждый понимает, в чем дело. В глубине души педагог думает: хорошо, если он его побьёт.
Иной родитель после такого разговора прямо берётся за ремень, а другой просто ничего не делает, и все идёт по-прежнему.
Я считаю, что педагогический коллектив школы должен организовать быт школьника. Чтобы я сделал на месте директора школы? Я положил бы перед собой карту всех дворов, где живут ученики. Организовал бы бригады. Бригадиры приходили бы каждый день и рапортовали, что делается во дворах. Раз в месяц под руководством бригадира бригада выстраивалась бы, и я приходил бы на смотр. Я премировал бы лучшие бригады в школе. Я прикреплял бы родителей к бригадам. И можно было бы многое сделать. Лиха беда начало. Во всяком случае, влиять на семью нужно через учеников. Самый верный способ. Вы в школе, в государственном воспитательном учреждении, и вы должны руководить воспитанием в семье.

Вопрос. Могут ли быть у детей отрицательные черты характера, или могут быть только дурные привычки, связанные с плохой средой?
Ответ. Могут быть дурные привычки у ребёнка с плохой нервной системой, и часто прежде всякого педагогического вмешательства нужно просто пригласить врача. Иногда советуют переменить коллектив. А я считаю, что нет ничего более вредного, как частая перемена коллектива для детей. Из-за этого вырастает антиколлективная личность. Так что действовать в сторону улучшения коллектива лучше, чем менять коллектив.

(Коммунистическое воспитание и поведение. Интервью с Антоном Семёновичем.)

Я в сетях:


Tags: Макаренко по пятницам
Subscribe

Posts from This Journal “Макаренко по пятницам” Tag

promo papa_karl0 april 23, 2015 14:31 24
Buy for 10 tokens
Этот пост о рекламе в моём блоге я написал по совету друзей. Потому что есть аудитория, есть доверие читателей. Сим постом я декларирую, что в блоге Папы Карло может размещаться реклама! И сразу оговорюсь, что за рекламой ради рекламы я не гонюсь, у меня доход есть. Мой опыт…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments